Человек потерял протеин, защищающий от ВИЧ

27.08.2010

Ученые из Loyola University Health System (США) определили ключевой компонент протеина TRIM5a, который разрушает ВИЧ-инфекцию у Macaca mulatta (макака-резус).
"Это может привести к появлению новых методов лечения ВИЧ у людей", - пояснил руководитель исследовательской группы, кандидат наук Эдвард М. Кэмпбелл (Edward M. Campbell).
В 2004 году другие ученые обнаружили, что TRIM5a защищает макак от ВИЧ. У людей также есть этот протеин, он защищает организм от некоторых вирусов, но на ВИЧ почему-то не воздействует. Исследователи надеются превратить TRIM5a в эффективное лекарство против вирусных заболеваний. Но для этого необходимо выявить компоненты, которые позволяют протеину уничтожать вирусы.
Американские ученые использовали для наблюдений за аминокислотами микроскоп стоимостью 225 тыс. долл., работающий на основе принципа деконволюции (восстановление истинного изображения предмета, после его искажения элементами прибора или каналом связи). В текущем исследовании ученые пометили флуоресцентом отдельные вирусы ВИЧ и измерили микроскопические взаимодействия вирусов и TRIM5a. Протеин содержит почти 500 аминокислотных субъединиц. Американские ученые обнаружили 6 индивидуальных аминокислот, расположенных в малоизученном участке, которые, как оказалось, имеют решающее значение в способности TRIM5a тормозить развитие вирусной инфекции. В клетках человеческого организма эти аминокислоты были когда-то изменены, и TRIM5a потерял способность обнаруживать и блокировать ВИЧ-инфекцию.
Продолжая суживать область поиска, исследователи надеются идентифицировать аминокислоту, или комбинацию аминокислот, которые позволяют TRIM5a уничтожить ВИЧ. После этого можно было бы методом генного инжиниринга изменить TRIM5a, для того чтобы он смог лечить и людей. Кроме того, более глубокое понимание основных механизмов действия протеина поможет разработать препараты, имитирующие действие TRIM5a.
Протеин TRIM5a - это сигнальная система антивирусной защиты человека, он идентифицирует вирусы и запускает механизм иммунного ответа. Теоретически человек способен победить практически любую вирусную инфекцию, надо только научить TRIM5a "видеть" угрозу.
Ученые пытаются разработать антивирусное лечение всего лишь 75 лет, а эволюция делала это на протяжении миллионов лет, нужно только раскрыть секреты изобретенных ею методов борьбы. Теперь у нас появился еще один повод надеяться на то, что это произойдет совсем скоро.