Макрофаги выступают в качестве главного резервуара ВИЧ

08.05.2017

Вирус иммунодефицита прячется не только в иммунных клетках крови, но и в макрофагах - амебообразных клетках, уничтожающих бактерий, токсичные частицы и различный "мусор", что усложняет процедуру его "изгнания" из организма при лечении застарелой инфекции, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.
То, что ВИЧ способен выживать внутри макрофагов, означает, что любая терапия должна уметь уничтожать вирус в двух очень разных типах клеток.
Сегодня больные ВИЧ могут прожить десятки лет благодаря приему антиретровирусных препаратов – веществ, подавляющих репликацию вируса в клетках тела. При прекращении приёма лекарств ВИЧ "вылезает из окопов" и начинает интенсивно копировать себя, зачастую возвращаясь к начальному уровню за две-три недели. В последние годы ученые активно пытаются найти лекарства или антитела, которые помогали бы избежать подобной контратаки вируса, или позволяли бы выгнать вирус из клеток.
Наблюдая за тем, что происходило при попадании ВИЧ в организм особой породы мышей, чей костный мозг состоял из человеческих, а не мышиных клеток, а в иммунной системе отсутствовали Т-клетки. Такие грызуны сегодня используются для изучения болезней, атакующих различные компоненты иммунной системы, в том числе и ВИЧ. Меняя свойства клеток костного мозга, ученые могут отключать различные компоненты иммунной системы, что позволяет понять, что именно поражает вирус и как он это делает.
Учёные увидели, что вирус успешно размножался в теле этих животных. Проследив за этим процессом "вживую", исследователи увидели, что вирус умеет проникать в макрофаги.
Американские вирусологи проверили, сможет ли ВИЧ окопаться в макрофагах и пережить обработку антиретровирусными  препаратами. Как оказалось, это действительно происходит —  в организме примерно 30% мышей, с которыми экспериментировали биологи, вирус "воскрес" после  того, как ученые перестали добавлять лекарства в пищу грызунов.
Макрофаги выступают в качестве главного резервуара ВИЧ, который заново запускает инфекцию после уничтожения частиц вируса при помощи антител и лекарств.