Иммунитет некоторых людей способен противостоять ВИЧ-инфекции - она может блокироваться собственными силами организма

17.03.2011

Ученые, конечно же, пытаются понять, почему вирус не размножается в организме одного из трехсот инфицированных. Например, независимые группы исследователей выяснили, что у таких инфицированных клетки CD8+ продуцируют соединения, нехарактерные для обыкновенных клеток иммунитета. Однако в экспериментах in vivo этих соединений не хватило, чтобы обеспечить животным полноценный иммунитет к ВИЧ. В других экспериментах ученые обнаружили в устойчивых ДНК некоторые нуклеотидные перестройки, но идентифицировать ген «устойчивости к ВИЧ» так и не удалось.
Исследователи из институтов США при участии Кэтрин Сейс (Katherine Seiss) из Массачусетского технологического института и Гарвардского университета (Massachusetts Institute of Technology and Harvard University) обратили внимание на другую разновидность лимфоцитов – клетки CD4+. Перед началом эксперимента ученые сравнили клетки CD4+ здоровых людей и тех, кто инфицирован, но СПИДом не болеет. Оказалось, что ВИЧ-инфекция проникает внутрь устойчивой клетки, но не «узурпирует» ее и не размножается.
Биологи выяснили, что вирусное бессилие связано с несвойственной нормальным клеткам CD4+ способностью нарушать ферментативные процессы, необходимые для реализации генетической информации и размножения вируса. Причем, возможности клетки-хозяина останавливать размножение вируса зависит от уровня белка p21: чем больше белка, тем эффективнее клетка угнетает вирус. В одном из экспериментов ученые заблокировали ген белка p21, после чего иммунные клетки утратили способность подавлять размножение вируса. То есть, p21 – один из основных участников иммунитета к ВИЧ.
«В клетках, устойчивых к ВИЧ-инфекции, уровень белка p21 превышает норму в десять-двадцать раз», — пишут исследователи в статье CD4+ T cells from elite controllers resist HIV-1 infection by selective upregulation of p21, опубликованной в The Journal of Clinical Investigation.
Ученые поясняют, что белок p21 – хорошо изученное соединение, которое биологи «знают в лицо». Правда, полученные данные все равно удивляют исследователей. Дело в том, что p21 – онкосупрессор, соединение, которое борется с раковыми опухолями. «Вероятно, устойчивость к онкологическим заболеваниям и невосприимчивость к ВИЧ имеют общие механизмы», — заключают авторы исследования, отмечая, что полученные результаты помогут разработать вакцину от СПИДа.
(