Робкая надежда

29.08.2014

Источник: "Temple University Researchers Successfully Eliminate the HIV Virus from Cultured Human Cells for the First Time" | http://www.temple.edu/medicine/temple_researchers_eliminate_hiv_virus_from_human_cells.htm | Перевод на русский язык: "Учёным впервые удалось удалить вирус ВИЧ из культивируемых клеток человека" | http://u-hiv.ru/news_hivlechenie_pnas.htm |
ВИЧ-1 ― цепкий вирус, который навсегда внедряет свой геном в ДНК жертвы, становясь практически неизлечимым.
Пациенты, подхватившие этот патоген, вынуждены на протяжении всей своей жизни контролировать размножение этого вируса с помощью медикаментозного лечения. Однако похоже, что команда исследователей Медицинского факультета университета Темпл разработала способ извлечь интегрированные гены ВИЧ-1 из культивируемых клеток человека.
"Это важный шаг на пути к изобретению лекарства, избавляющего от СПИДа навсегда, – говорит Камел Халили (Kamel Khalili), руководивший исследовательской работой. – Это захватывающее открытие, но само лекарство ещё не готово ― мы получили лишь доказательство того, что мы двигаемся в верном направлении".
В ходе исследовательской работе Халили и его коллеги создали молекулярные инструменты для удаления провирусной ДНК ВИЧ-1. Комбинация фермента, редактирующего ДНК (нуклеазы), и нити так называемой направляющей РНК (GuideRNA) отслеживала и извлекала вирусный геном. Затем генетическая ячейка ремонтировалась: свободные концы спаивались вместе клеточным защитным механизмом, и в результате получалась свободная от вируса клетка.
Чтобы избежать риска случайного связывания направляющей РНК с любой другой частью генома пациента, исследователи создали нуклеотидные последовательности, которые не появляются в каких бы то ни было кодирующих последовательностях ДНК человека. Это, соответственно, позволяет избежать повреждения "нормальной" клеточной ДНК.
Процесс редактирования был успешным в нескольких типах клеток, которые могут содержать ВИЧ-1, в том числе в микроглиях, макрофагах, а также Т-лимфоцитах. Это основные типы клеток, инфицируемых ВИЧ-1, так что они являются важнейшими целями данной технологии.
"ВИЧ-1 никогда не вычищается иммунной системой, а вылечить болезнь можно, лишь удалив вирус, – поясняет Халили. – Та же самая техника может быть использована и для борьбы со многими другими трудноизлечимыми вирусами".
Исследования показали, что подобные молекулярные инструменты также могут быть использованы в качестве терапевтической вакцины: клетки, вооружённые комбинациями нуклеазы и руководящей РНК, оказались непроницаемыми для ВИЧ-инфекций.
Халили, впрочем, предупреждает: прежде чем данная техника станет доступна для пациентов, учёным придётся преодолеть ряд существенных проблем. Например, следует разработать метод для доставки терапевтического агента к каждой инфицированной клетке. К тому же ВИЧ-1 склонен к мутациям, а это значит, что лечение должно быть индивидуализировано под уникальные вирусные последовательности каждого пациента.
Во всём мире в настоящее время более 33 миллионов человек заражены ВИЧ-инфекцией. Хотя высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) в последние 15 лет позволяет контролировать состояние человека в развитых странах мира, лечение требуется беспрерывное. К тому же само заболевание очень негативно влияет на здоровье, даже несмотря на терапию. Пациенты часто страдают от различных заболеваний, в том числе кардиомиопатии (ослабления сердечной мышцы), заболеваний костей, почек и нейрокогнитивных расстройств. Эти проблемы часто усугубляются токсичностью препаратов, призванных контролировать вирус.
Научная статья группы Халили была опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences: RNA-directed gene editing specifically eradicates latent and prevents new HIV-1 infection | Wenhui Hua, Rafal Kaminskia, Fan Yanga, Yonggang Zhanga, Laura Cosentinoa, Fang Lia, Biao Luob, David Alvarez-Carbonellc, Yoelvis Garcia-Mesac, Jonathan Karnc, Xianming Mod, and Kamel Khalilia | Edited by Anthony S. Fauci, National Institute of Allergy and Infectious Diseases, Bethesda, MD, and approved June 19, 2014 (received for review March 19, 2014)| http://www.pnas.org/content/111/31/11461.abstract  |