Углеродные фуллерены - потенциально истинные противовирусные препараты

15.09.2019

Источник: Известия IZ | автор Мария Недюк | На острие мяча: как молекула необычной формы поможет победить вирусы | https://iz.ru/916675/mariia-nediuk/na-ostrie-miacha-kak-molekula-neobychnoi-formy-pomozhet-pobedit-virusy | Препарат на её основе будет также эффективен против гриппа и герпеса |
Опасные, невосприимчивые к применяемым лекарствам вирусы, в том числе ВИЧ, можно уничтожить с помощью недавно открытой химической реакции. Она позволяет синтезировать водорастворимые формы вещества, убивающего непобедимые на сегодняшний день инфекции. Ученые считают, что лекарства на основе полученных соединений станут первыми в мире истинными противовирусными препаратами, которые смогут не просто поддерживать иммунную систему человека, а реально ликвидировать возбудителей инфекций.

Непобедимые инфекции
В истории человечества вирусы нередко становились причиной массовых эпидемий, приводящих к вымиранию целых городов. Они тысячелетиями поражают всё живое на Земле: от высших позвоночных животных до простейших одноклеточных организмов и бактерий.
И сегодня вирусы остаются причиной более чем 90% инфекционных патологий человека.
Одним из наиболее опасных, распространенных во все мире, является ВИЧ, вызывающий синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД). Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, число ВИЧ-инфицированных в России уже превысило 1 млн человек и продолжает стремительно расти, что делает ВИЧ-эпидемию одной из самых серьезных угроз для населения нашей страны. К тому же вирус научился мутировать и выработал устойчивость ко многим препаратам.
Ученые Центра энергетических наук и технологий Сколтеха и Института проблем химической физики РАН совместно с коллегами из других российских и зарубежных исследовательских центров открыли новую реакцию, которая позволила получить вещество, эффективно подавляющее вирусы гриппа, иммунодефицита человека (ВИЧ), простого герпеса (ВПГ) и цитомегаловируса (ЦМВ).
Обнаруженная нами уникальная обращенная реакция Арбузова позволяет осуществлять тонкую настройку противовирусных свойств новых соединений,  рассказала автор исследования, аспирантка Сколтеха Ольга Краевая.

Уничтожить вирусы
Представленные на рынке противовирусные препараты продлевают жизнь и повышают качество жизни пациентов, пояснили в Сколтехе, но имеют ряд существенных недостатков, среди которых высокая токсичность и развитие устойчивости к ним. Поэтому проблема поиска новых классов противовирусных препаратов стоит остро.
В основе нового типа препаратов  фуллерен С60. Это уникальная форма углерода. Молекула фуллерена по структуре напоминает футбольный мяч. В вершинах пяти- и шестиугольников воображаемого мяча находятся атомы углерода. Подобные молекулы обладают уникальными биологическими свойствами. Однако их классические производные нерастворимы в воде и биологических средах, что крайне затрудняет их использование в медицине.
Как пояснили ученые, вирусы имеют довольно сложное строение. В их состав входят особые белки (ферменты), которые отвечают за проникновение вируса в клетку и его размножение в ней. Механизм противовирусного действия производных фуллерена до конца не изучен, однако имеющиеся данные говорят о том, что такие соединения действуют сразу не несколько вирусных ферментов: они могут эффективно их ингибировать (подавлять выработку). Найденная химическая реакция позволила получить целую серию ранее недоступных растворимых в воде производных фуллеренов, обладающих высокой противовирусной активностью.
Мы синтезировали высокоэффективные ингибиторы (подавители) опасных вирусных инфекций, таких как ВИЧ, различные разновидности гриппа, вирус простого герпеса и цитомегаловирус,  отметила Ольга Краевая.
Важно, что обнаруженное превращение позволило управлять свойствами новых соединений. В некоторых случаях замещение атома галогена в исходном соединении на алкильный радикал привело к увеличению противовирусной активности более чем в шесть раз в отношении ВИЧ-1 и более чем в 200 раз в отношении вируса гриппа А (H3N2), а также к уменьшению токсичности фуллеренов более чем в два раза.

Истинное лекарство
Существующая противовирусная терапия в основном направлена на стимуляцию собственного иммунитета или изменение активности ферментов вирусов, пояснила Известиям директор института биологии и биомедицины ННГУ им. Лобачевского Мария Ведунова.
Истинных противовирусных препаратов, способных также эффективно, как антибиотики бороться с бактериями, не существует,  заявила эксперт.  Фуллерены, особенно на основе углерода, могут стать одним из способов решения такой сложной задачи науки, как разработка истинных противовирусных препаратов.
Уникальная структура, биосовместимость и биодеградируемость (способность к рассасыванию в организме) углеродных фуллеренов являются важными и необходимыми свойствами нового класса лекарственных препаратов.
Реакция, открытая коллегами,  важный шаг, но пока недостаточный, уверен руководитель Центра геномной и регенеративной медицины Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) (вуз  участник программы 5-100) Александр Каганский.  Необходимо отработать механизм доставки производных фуллерена в клетки человеческого организма. Это большая работа, целая серия экспериментов. Если они пройдут успешно и будет доказана эффективность такого способа лечения, открытие коллег имеет все шансы стать мировым хитом.
Как считают ученые, полученные результаты открывают большие возможности для создания истинных противовирусных препаратов, что позволит бороться с инфекциями, которые сегодня не поддаются лечению.

atstj tuku: atstj tuku: